Проект реализован при поддержке Фонда Прохорова
современное искусство в общественных пространствах
8.5.2010. Горящая изба

К списку произведений


Авторы произведения: Константинов Александр
В рамках проекта:  Послебеды ( Ковалевский Сергей )
Ответственная институция:  КРАСНОЯРСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР
авторское, институциональное

На площадке перед зданием Красноярского музейного центра возник новый объект художника Александра Константинова «Изба», чья «Бесконечность» с прошлого года прочно закрепилась в Красноярске на берегу острова Отдыха.

«Изба» представляет собой архитектурную деревянную конструкцию, действительно, напоминающую форму традиционной русской избы: с двускатной крышей, окнами, дверьми и даже неким подобием веранды. Напоминая дом, конструкция таковым в прямом смысле не является, так как представляет собой архитектурную инверсию: вместо прочных глухих стен от них оставлен деревянный «решетчатый» каркас, а окна, наоборот, заколочены фанерой. Архитектурные элементы утрачивают свое прямое утилитарное назначение, оставляя внутреннее пространство беззащитным в отношениях с окружающим пространством.

При этом «изба» составлена из двух частей: внутреннего белого дома, ночью оборачивающегося гигантской «свечой», и внешнего деревянного каркаса-упаковки. Благодаря «избу» внутренней деревянный каркас приобретает значение упаковки для такой нереальной материи как свет или пламя: днем белые внутренние стены отражают свет неба, воды и солнца, заключая все эти нематериальные субстанции под покров; ночью за деревянной решеткой обитает пламя.

Внутреннее пламя-свечение превращает «избу» в памятник русской деревянной архитектуре, утраченной в годы Великой Отечественной войны и других войн. Мемориальное, даже некоторое поминальное, значение избе придает свеча, каждую ночь разгорающаяся внутри: естественным образом вспоминается традиция спуска на воду горящих свечей в память о погибших. Это позволяет понимать избу не только как память об утраченной архитектуре, но и как память о погибших на войне – в первую очередь, погибших семьях.

Несмотря на то, что этот композиционный архетип уже был опробован Александром Константиновым в деревне Николо-Ленивец ранее, в Красноярском контексте он приобрел развитие и отзвук в локальном контексте. Прежде всего, в силу своего расположения у подножья здания музея, прообразом для строительства которого выступили формы красноярских столбов. А какие Столбы могут существовать без столбовских избушек? Таким образом, музейная «изба» в Красноярске – это и концентрированная проекция дома красноярского столбиста с правобережного заповедника на берег левый.

Еще более тонкая ассоциация – универсального свойства, возникает, если вспомнить классический случай Афинского акрополя, при подъеме на который, также справа древними греками построен маленький храмик богини победы, которой они отрезали крылья. Графическая рябь досок Константинова вполне творчески и небуквально воспроизводит утраченное оперение бескрылой Ники.

КОММЕНТАРИИ:

Оставить новый комментарий >>

Имя

Комментарий

Проверка автоматического комментирования

отправить>>

Горящая изба
Адрес: Красноярск, бульвар Мира 1
поиск

искать>>

Расширенный поиск>>

классика жанра

Беременная Элисон Лаппер (Alison Lapper Pregnant)

Работа лондонского скульптора Марка Квинна (род. в 1964 г.) является реалистичным изображением художницы Алисон Лаппер >>



©ГЦСИ, Нижний Новгород
©Артинфо /разработка сайта/
©А.Великанов /дизайн/