Проект реализован при поддержке Фонда Прохорова
современное искусство в общественных пространствах
25.9.2013. Импрессионизм и граффити с общим знаменателем?

К списку публикаций

Авторы: Bruno Santinho




















Эти предложения и параграфы – всего лишь мнение Бруно Сантино, изложенное не для того, чтобы дать какие-то ответы, а для того, чтобы поделиться идеями и поднять некоторые вопросы… кстати говоря, в последнее время я часто задаю людям один вопрос с целью утоления своего любопытства и анализа того, насколько глубоко некоторые идеи укоренились в современной культуре. Это достаточно простой вопрос. Назовите направление искусства, появившееся благодаря появлению новых с точки зрения технологии средств рисования и черпающее вдохновение в урбанистическом пейзаже?

Независимо от того, кто становился жертвой расспросов, их пола или возраста, ответом чаще всего было граффити.

Порой мне не так-то просто скрывать веселье, когда внутри я содрогаюсь от смеха над иронией… А причина этого заключается в том, что на самом деле я ожидал, что ответом будет импрессионизм. На уроках истории искусств лет десять назад ответ был бы очевиден, но, по всей видимости, не сейчас.

По сути, есть определенное сходство в том, как появились эти направления. В одном случае это было появление краски в тюбиках (и синтетических пигментов, обеспечивающих более насыщенные цвета), что дало художникам возможность выйти из студий и работать на улице, напрямую взаимодействуя с городской средой и всеми ее составляющими – светом, движением, энергией и вибрациями города – все эти элементы стали частью произведений. Художникам больше не надо было смешивать каждый отдельный цвет, тюбики предоставили в их распоряжение богатую палитру цветов, открывая новые возможности. Спонтанный выбор цветов, быстрые мазки кисти - основы эстетики импрессионистов – привели к тому, что процесс стал инстинктивным, также, не стоит забывать, что времени запечатлеть эфемерный свет у художников не было.

Перефразируя слова Ренуара: «Без краски в тюбиках не было бы импрессионизма».

И этого уже достаточно, чтобы провести параллель с граффити - яркие цвета, работа вне помещения, использование новых техник и средств… Не говоря уже о том, что импрессионистов также обходили вниманием, художественное сообщество тех времен их игнорировало и даже отвергало; им приходилось изыскивать новые способы демонстрации своих работ. Их ответом на эти трудности стал «Салон отверженных», все больше отдаляющий их от традиций и ломающий стереотипы; это было 139 лет назад, в 1874 г.

И именно это положило начало другим течениям и техникам, вдохновленным смелостью импрессионистов и их отрицанием академических устоев.

Во многих отношениях все это относится и к граффити/стрит-арту. Просто замените тюбик краски на аэрозольный баллончик и переместитесь на «несколько» лет в истории. Этот цилиндрический объект предоставил художникам новый, революционный способ рисования. Скорость, цвета, быстрое высыхание и стойкость краски, компактность баллончика дали толчок к развитию совершенно новой техники, родившейся в переходах метро.

Однако, не смотря на концепцию, зародившуюся еще в 1790 г., и попытки наладить серийное производство, только в середине 70х появилось все необходимое (экологически безвредный пропеллент, распылительный клапан, красящие вещества и т.д.) для массового производства аэрозольной краски. И в это же время на стенах начали появляться первые граффити (нет смысла рассуждать о том, что граффити существовало еще в доисторические времена и так далее, и тому подобное… мы говорим о граффити как о направлении искусства, а не как об отдельном акте расписывания стены). С ростом популярности хип-хоп культуры, росла и популярность граффити, а такие имена, как Ли Квинонс, Fab 5 Freddy, Жан-Мишель Баскиа, Кит Харринг стали узнаваемыми, ведь именно они были пионерам нового направления искусства, быстро завоевавшего мир и распространившегося от Нью-Йоркских поездов метро до кирпичных стен по всему земному шару.

Эти стены в каком-то смысле стали «Салоном отверженных» для современных художников, нашедших способ продемонстрировать свое искусство сотням людей, проходящих вдоль этих стен изо дня в день. Влияние этих рисунков и содержащихся в них посланий было таково, что признание их авторов было лишь вопросом времени, общественность признала их как современных художников, часть современной культуры. Я думаю, что граффити стало той «оплеухой», которая была необходима для выхода за пределы концептуального искусства и появления направления, доступного для понимания и сопереживания масс. В каком-то смысле граффити развеяло миф о современном искусстве точно так же, как в свое время сделали импрессионисты, что способствовало принятию этой новой формы искусства.

Так же, как и импрессионизм, граффити и стрит-арт открыли двери для группы людей, которая без баллончика краски никогда бы не получила статус художников, у них не было бы возможности показать свои работы публике. А мы, ценители искусства, потеряли бы возможность увидеть потрясающие работы, расцветающие на городских улицах…

Цель статьи, которую вы только что прочитали, не сравнить или установить параллели между граффити/стрит-артом и импрессионизмом, хотя, я думаю, это возможно с эстетической точки зрения, цель – показать, что происходящее с граффити сейчас не ново. Это не столько персональная вендетта арт критиков по отношению к этой форме искусства, это - порядок вещей. Все новое или отличное от обычного должно пройти процесс ассимиляции и принятия, и в настоящее время граффити находится уже почти в конце этого процесса, наконец-то мы видим это направление искусства принятым и оцененным.

Собственно, это нормально, что направление, незаконно использующее публичное пространство как средство представления работ, не будет так просто признано и принято как вид искусства. Однако, медленно, но верно этот процесс идет, так что не удивляйтесь, если лет через несколько десятков лет ваши внуки будут писать эссе о творчестве Барри МакДжи, Дэвида Чо и художников, известных под псевдонимами Revok, Aryz, Roid, как мы когда писали о Клоде Моне, Эдагре Дегасе, Поле Сезанне или Винсенте Ван Гоге…

Просто наслаждайтесь представлением, не каждый день можно стать свидетелем появления и расцвета направления искусства, которое войдет в историю…

Bruno Santinho for streetartnews.net

КОММЕНТАРИИ:

Оставить новый комментарий >>

Имя

Комментарий

Проверка автоматического комментирования

отправить>>

поиск

искать>>

Расширенный поиск>>

классика жанра

Каскад (Cascade)

«Каскад» представляет собой скульптурную композицию высотой восемь метров, созданную из бочек и человческих фигур. >>



©ГЦСИ, Нижний Новгород
©Артинфо /разработка сайта/
©А.Великанов /дизайн/