Проект реализован при поддержке Фонда Прохорова
современное искусство в общественных пространствах
11.9.1993 - 12.9.1993. EXCHANGE

К списку проектов


Кураторы: Лопухова Ольга Борисовна ,


В Москве одним из первых проектов в жанре "art in public space" был российско-голландский проект EXCHANGE. Этот проект возник в начале 90-х годов по инициативе голландских художников Винсента де Бура (Vincent de Boer), Пауля Венделя (Paul Vendel), Михеля Фута (Michiel Voet) и Сандры де Вульф (Sandra de Wolf). Они уже получили некоторую известность в Голландии своей "публичной" инициативой "Casco Tours", когда эти художники, вместе со своими двадцатью коллегами вышли на одну из улиц Амстердама и представили широкой публике свои произведения.

Де Бур, Фут и Вендель в сентябре 1992 г. приехали в Москву и стали знакомиться с художниками, критиками, политиками и журналистами. Решающей оказалась встреча с художниками Трехпрудного переулка, одного из самых известных художественных сквотов того времени, где каждую неделю по четвергам проходили выставки современного искусства. Активисты Трехпрудного немедленно предложили голландским гостям сделать художественный проект.

К сожалению, не все задуманные идеи удалось осуществить. Не было получено разрешения на демонстрацию на световом табло на Триумфальной площади текста Гии Ригвавы: "Какистократия - правление худших людей". Кардинально изменила свой проект Сандра де Вольф, которая вместо планируемой демонстрации против непонимания, существующего между Востоком и Западом, лишь показала свои старые видеопроекты на фасаде здания напротив "Детского мира". Не была осуществлена окраска в белый цвет здания КГБ (по другому варианту Фонда Горбачева), которую планировал Пауль Вендель. Каролин Схолтес (Carolien Scholtes) вместо работы с театральными аплодисментами в Большом театре, ограничилась трансляцией стихов Маяковского из динамиков эскалаторов московского метро. Юрий Лейдерман и Вадим Фишкин вместо планируемых проектов в крематории и на станции метро Белорусская-кольцевая, осуществили лишь коллективную прогулку всех участников проекта по городу в стилистике ранних акций группы "КД". Мало кто слышал возбуждаюшие стоны Люка Франкерта (Luc Francaert), транслируемые радиостанцией "Европа-плюс" каждые четыре часа в течение двух суток реализации проекта.

В 1994 году вторая часть проекта была осуществлена в Амстердаме, но уже в противоположном формате, формате приватности, под лозунгом "Гости съезжались на дачу".

В ближайший четверг де Бур, Вендель и Фут обклеили стены, потолок, пол и даже дверную ручку зала на Трехпрудном одно-рублевыми российскими купюрами, оставив место для слова «СОН». В Москве в это время шел период бурной инфляции, так что проект обошелся голландцам чрезвычайно дешево - сто долларов США. Во время вернисажа публика буквально "рассовала выставку по карманам", так что через два часа в помещении уже снова было пусто.

Именно в это время возник план организовать в Москве большую совместную выставку голландских и российских художников на открытых площадках города - то, что теперь стало называться привычным словом "art in public space", а тогда для Москвы это было ново и совсем непривычно. Тогда же возникла и идея оригинального каталога, который должен был иметь форму приложения к одной из ежедневных московских газет, так чтобы его также можно было рассматривать как "открытую площадку", на которой будет отражаться весь процесс подготовки и реализации проекта с помощью интервью, заметок и фотографий художников и созданных ими работ. Все это должно было дать самой широкой публике, мало разбирающейся в реалиях современного искусства, представление о позициях и мотивах художников и о проделанной ими работе.

Что касается концепции выставки, она очень точно отражала настроения, царившие в стране в начале 90-х/ Вот несколько дословных цитат из пресс-релизов проекта: " EXCHANGE - реализация необходимости голландских и российских художников развивать диалог между Востоком и Западом. Надеемся, что этот диалог будет положительным опытом и для художников, которые в течение одного месяца будут жить, есть, спать и работать вместе, и для публики, которая столкнется с произведениями искусства в общественных местах на улицах, площадях, в парках, больницах и метро… Раньше общественное место было местом для пропаганды. А теперь на улицах царит индивидуум и хаос черного рынка. Для русских художников открывается возможность на этот раз отразить не идеалы партии, а выступить в защиту своей индивидуальности. Для западных художников представляется интересным работать в обществе, в котором многие десятилетия идеология контролировала искусство и устанавливала строгие рамки для художников, где существовали ограничения свободы личности и потребительского рынка, а теперь царит экономический хаос, который позволяет делать в одно и то же время все или ничего".

Трехмесячный период подготовки проекта был проникнут чрезвычайным энтузиазмом и некоторой наивностью. Голландцы были опытны в работе с городским пространством, проникнуты идеями социальности современного искусства, но мало чувствовали реальный, постоянно меняющийся и необъяснимый в понятиях западной ментальности, российский контекст. Они основывались на данных туристических справочников и интерпретациях постперестроечных перипетий ежедневной жизни российской столицы западными СМИ. Для москвичей это был первый официальный выход искусства на улицы, шаги первопроходцев, впервые вступающих на чужую территорию, интервенция, в которой социальная составляющая была, в общем-то, не столь важна. Тем не менее, именно энтузиазм позволил проекту реализоваться: два месяца бесплодных хождений кураторов по коридорам органов власти дали свои результаты, выразившиеся в резолюции: "Комитет по культуре Москвы не возражает…".

В середине августа 15 голландских художников приехали в Москву, сделали Центр современного искусства на Якиманке своей штаб-квартирой и вместе со своими коллегами – 15 российскими художниками - начали работу на различных площадках в центре города. Выходные дни 11-12 сентября 1993 г. стали двухдневным вернисажем проектов. 11 сентября стотысячным тиражом на 12 полосах газеты "Сегодня" вышел каталог проекта, который художники на улицах города раздавали всем желающим. От одного объекта к другому ездили автобусы, и кураторы проекта каждые полчаса торжественно перерезали красную ленточку.

Очень трудно провести типологизацию всех проектов, представленных в Москве, но, в самом общем плане, их идеи касались нескольких больших тем: экологии среды и экологии человеческих отношений; проблемы включенности искусства в политику, сопряженности искусства и истории; плачевному состоянию монументальных сооружений в Москве и отсутствию новых монументов, отвечающих социальным и эстетических запросам сегодняшнего дня; критика художниками эстетики западной рекламы.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

КОММЕНТАРИИ:

Оставить новый комментарий >>

Имя

Комментарий

Проверка автоматического комментирования

отправить>>

поиск

искать>>

Расширенный поиск>>

классика жанра

Упакованный Рейхстаг (Wrapped Reichstag)

Проект был предложен художниками ещё в начале 70-х годов, но на протяжении более чем двадцати лет отвергался правительством Германии. >>



©ГЦСИ, Нижний Новгород
©Артинфо /разработка сайта/
©А.Великанов /дизайн/