Проект реализован при поддержке Фонда Прохорова
современное искусство в общественных пространствах
1.1.2001 - 1.6.2001. Фашизм now

К списку проектов


Связанные проекты: Запрещающие знаки, Кто твой друг? Кто твой враг?, Национальный вопрос.
Кураторы: Коржовы Неля и Роман , Морозова Ната
реализованный, временный, институциональный.


Проект «Фашизм now» реализовывался серией арт-выставок в городcких пространствах, визуализирующих перед широкой публикой проблемы национальной нетерпимости и ксенофобии внутри современного социума.

Экспозиции выставок исследовали в формах актуального искусства ту грань общественного и личностного сознания, за которой национальная идентификация переходит в национал-экстремизм, а нетолерантные проявления национальной политики оборачиваются различными формами дискриминации (культурная, расовая, политическая и т. д.) по отношению к «чужим» и «своим» представителям сообщества.

Материалом арт-рефлексий стали сложившиеся на сегодняшний день мифы и стереотипы восприятия различных национальностей, а также реальные факты - от крайнего проявления фашизма-национализма до «бытовых» форм национальной нетерпимости и ксенофобии, имевших место в непосредственной близости от участников и посетителей выставки - в этом городе и в наше время. Уже на этапе подготовки проекта мы ощутили, что оказались в жестко табуированной зоне. Мнения заинтересованной общественности шарахались в непродуктивном диапазоне от - как вы могли? - переходящее в - а вы могли бы..., кто дал вам право? или такими словами не бросаются! - до - только не сор из избы ... - и далее - кстати, а вы сами-то за или против?.. Действовала логика «замалчивания», имманентная инерционной ментальности «закрытого города» (статус Самары до начала 90-х), а также - псевдопатриотический пафос «запасной столицы», репрезентирующий жителям и гостям приоритеты тоталитарного общества культовым «Бункером Сталина». И вроде бы по ргоЫет - нет национальной нетерпимости, фашизма, ксенофобии, экстремизма. Но из частных бесед с главами национальных НКО, в приватных разговорах, «случайных» текстах в транспорте, на стенах домов, из думской хроники и судебных тяжб и даже экранах ТВ было ясно - здесь и сейчас -представители каждой из более двадцати национальностей города на Волге сталкиваются с проявлениями нетолерантности. Антисемитизм является хорошим тоном в официальных речах публичных политиков; «дети гор» чаще попадают на свидание с представителями правозащитных органов, чем на рандеву с брендовыми самарскими красавицами; беженцы на улицах вызывают нескрываемое раздражение; армяне, чуваши, мордва, русские безуспешно борются с негативными околонациональными мифами; каждый ковер, вывешенный на забор в зонах проживания цыган, считывается в зависимости от цвета как адресный драговый РК., а свастика - привычный атрибут и не только в подворотнях. Аргументация, что это еще «не горячая точка» с клубком национальных конфликтов - все более сомнительна. Так как для среды молодых характерны скинхедовские «настроения». Модны - профашистская агрессия и ксенофобия, террор, лозунг «\уЫ1е рошег» и совсем непопулярны дискурсы о национальной толерантности, традиционно строящиеся на этноязы-ке «сарафанов» и «ермолок».

Действительно, проблема, рассматриваемая в этих узких и анахроничных рамках, оказывается неадекватна жизни современного города эпохи глобализации и в лучшем случае не воспринимается ухом поколения пех{, являющегося целевой группой для националистских, экстремистско-фашистских идеологий. Многочисленные национальные общественные объединения региона оказываются бессильны перед экспансией национализма, т.к. структура их организации и механизмы коммуникации соответствуют старым формам «закрытого общества» и «официальной культуры». Не выработаны современные механизмы репрезентации общественности проблем, планов и стратегий. С этим связана известная профанация проблематики - подмена актуальной дискуссии бюрократическим этноофициозом. По структуре проекта было важно, контактируя с национальными НКО (один из источников информации), вывести проблему из зоны ярлыков в зону живой интерактивной коммуникации. Поэтому четыре открытые экспозиции (четыре месяца - четыре арт-репортажа) проходили - на железнодорожном вокзале, в пригородных электричках, в социально-депрессивных мультинацио-нальных городских зонах-сквотах. Социо-художественная стратегия - установка на прямую коммуникацию - реализовывалась в выборе площадок и техниках "внедрения". Пространство должно было быть мультикультурным-мультинациональным, а так же иметь потенциальную экзистенциальность — (вокзальное) ожидание, состояние "в пути", временный (быт).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

КОММЕНТАРИИ:

Оставить новый комментарий >>

Имя

Комментарий

Проверка автоматического комментирования

отправить>>

поиск

искать>>

Расширенный поиск>>

классика жанра

Бэнкси (Banksy) «Целующиеся полицейские» (“Kissing coppers”)

Бэнкси – псевдоним одного из самых популярных и самых загадочных уличных художников мира. Вокруг его биографии и реального имени ведётся много споров. >>



©ГЦСИ, Нижний Новгород
©Артинфо /разработка сайта/
©А.Великанов /дизайн/