Проект реализован при поддержке Фонда Прохорова
современное искусство в общественных пространствах
Public art в Австрии. Содержание термина

К списку обзоров: Австрия

Понятие publicArt в Австрии имеет собственный эквивалент, а именно «Kunst im öffentlichen Raum»,что в переводе означает «искусство в общественном пространстве», часто его называют также «öffentliche Kunst» - «общественным искусством».

«Общественное пространство» в австрийском понимании определяется в противопоставлении «частному», и отличается от него возможностью участия и влияния общества, то есть всех граждан, обладающих равным правом выказывать одобрение посредством выборов, гражданских инициатив, народных движений и т.д.

Поэтому в Австрии инсталляция, выполненная по частному заказу и размещенная на частной земле, например, около большого супермаркета, для эстетического удовольствия посетителей, не является объектом «искусства в общественном пространстве», несмотря на то, что находится под открытым небом и в свободном доступе.

Воздействие объектов искусства в общественных пространствах принципиально противоположно воздействию искусства, расположенного в пространстве музеев и галерей. Неожиданность встречи, неподготовленность восприятия - дополнительный шанс проникнуть в сознание человека. Вот почему так важно, чтобы общественные пространства оставались именно общественными, не приватизировались. В Австрии право на их использование принадлежит даже не государству, а муниципалитетам, что служит гарантией неиспользования «общественных пространств» для государственной пропаганды. Это является гарантией возможности свободного выражения взгляда художника, возможности выбора актуальной темы в различных контекстах, расширяя или сужая понятие «общество», в коммуникацию с которым вступает возникающий объект. Концепция развития «искусства в общественном пространстве» в Австрии – воплощение принципов культурной концепции Евросоюза. В ее основе лежат новые требования и новое понимание культуры как свободного процесса, основывающегося на индивидуальном творчестве и общественной терпимости, формирующего и распространяющего культурные ценности для создания единого культурного пространства с учетом интеграции культур, при сохранении культурного наследия и содействия развитию культуры во всем ее многообразии.

Развитие этого направления в Австрии осуществляется с учетом следующих критериев:

• урбанизация (вклад в развитие городского пространства)

• интернационализация (открытые конкурсы на проекты, представление разных городов, земель и стран, а также обмен опытом с организациями других стран, имеющих большой опыт в осуществлении проектов этого направления)

• выделение (отбор проектов, способствующих повышению интеллектуального уровня жизни граждан, содействующих диалогу и критическому восприятию)

Жюри по отбору проектов - преимущественно интернациональные, что обеспечивает, так сказать, «взгляд извне» и синхронизацию интересов общеевропейского пространства.

В 2004 году задачи, поставленные перед художниками, были сформулированы следующим образом: обращать внимание не только на само место, в котором предусмотрено появление объекта, но, в первую очередь, постигать специфичность ситуации. В этих проектах главное - не то, чтобы объект искусства появился на улицах, не в конечном появлении «продукта». Гораздо важнее сам процесс создания, его адекватность и созвучность всему, что вмещает в себя конкретное пространство, обращение именно к тем, кто здесь живет, и главный результат – резонанс публики, разнообразие мнений наблюдателей как соучастников этого процесса, если они оказались услышаны. Все чаще говорят о том, что в проектах искусства в общественном пространстве (Kunst im öffentlichen Raum) самое главное - чтобы появилось общественное искусство (öffentliche Kunst).

поиск

искать>>

Расширенный поиск>>

классика жанра

Нью-Йоркские водопады (New York City Waterfalls)

«Нью-Йоркские водопады» - художественная инсталляция работы датского художника Олафура Элиассона, созданная им в сотрудничестве с Public Art Fund >>



©ГЦСИ, Нижний Новгород
©Артинфо /разработка сайта/
©А.Великанов /дизайн/