Проект реализован при поддержке Фонда Прохорова
современное искусство в общественных пространствах
Public art во Франции. Ведущие авторы

К списку обзоров: Франция

Даниэль Бурен (Daniel Buren, род. в 1938 г. в Булонь-Билланкур, Франция) – современный французский художник-концептуалист, прославившийся, помимо всего прочего, своими масштабными инсталляциями в общественных местах. Самой известной из них является скульптура «Две доски» («Les Deux Plateaux», которую чаще назвают «Колонны Бурена», «Colonnes de Buren»), установленная в 1986 г. в парадном дворе дворца Пале-Рояль и ставшая предметом ожесточённой дискуссии по поводу принципов интеграции современного искусства в историческую застройку. Бурен одним из первых во Франции стал осуществлять художественные инсталляции, учитывающие особенности места (в противовес подходу, рассматривавшему произведение public art как нечто обособленное от окружающего пространства и самодостаточное). Одним из ключевых элементов его визуального языка является полоса, лента – традиционный французский мотив, в данном случае выполняющий функцию «привязывания» художественного произведения к архитектуре и ландшафту. В 2007 г. за свои заслуги художник был награждён японской «Императорской премией» («Praemium Imperiale»).

http://www.danielburen.com/
http://en.wikipedia.org/wiki/Daniel_Buren

Фабрис Ибер (Fabrice Hybert) – современный французский художник с международной репутацией, работы которого находятся на стыке живописи, скульптуры, инсталляции и видео. Определяя своё кредо, художник сказал, что его творчество исследует «гигантский резервуар возможного» путём деконструкции языка и коммуникации. Он сознательно вносит «помехи» в последовательный, само-собой разумеющийся «текст» повседневности, создавая на его месте образное изобилие, которое отражает нелинейный характер восприятия и интригует зрителя. Творчество Ибера находится в русле поисков сюрреализма иметода «потока сознания». В то же время, некоторые из его проектов являются исследованиями визуального языка, при помощи которого объект лишается своей функции и превращается в идеальную форму (например, квадратный футбольный мяч). Художник иронически называет такие объекты «POF» («Prototypes d'objects en fonctionnement», «Прототипы рабоичх объектов»). Так, один из его проектов, «Roof-Ceiling» («Крыша-потолок», POF №10) представляет собой устройство наподобие пылесоса, которое засасывает весь мусор в комнате и помещает его на прозрачный потолок; будучи помёщенным в салоне парикмахерской, оно немеделенно превращает только что постриженные волосы клиента в элемент архитектурного убранства интерьера. Иберт – один из тех художников, творчество которых Николя Буррио (Nicolas Bourriaud) определяет при помощи придуманного им концепта «relational art» («относительное искусство»). Relational art неотделимо от целостного контекста социальной жизни человека, в отличие от традиционного искусства, рассчитанного на отдельное пространство и индивидуальное воспритие. В 1994 г. Фабрис Ибер создал «UR» («Unlimited Responsibility», «Неограниченная ответственность») – организацию, призванную устанавливать связи между художниками и коммерческим сектором.

http://www.hyber.tv/
http://en.wikipedia.org/wiki/Fabrice_Hybert

Клод Левек (Claude Lévêque, род. в 1953 г. в г. Неверс, Франция) – один из ведущих французских художников нового поколения. Известен, прежде всего, своими масштабными инсталляциями, для которых он часто выбирает необычные площадки; в некоторых его проектах прослеживаются автобиографические мотивы. Участник трёх персональных и более чем девяноста групповых выставок; осуществил целый ряд крупных проектов как во Франции, так и за рубежом. Со своим проектом «Переворот» («Le Grand Soir») представлял Францию на 53-й Венецианской биеннале (2009).

http://www.re-title.com/artists/cv/Claude-Leveque.asp
http://www.artfacts.net/index.php/pageType/artistInfo/artist/14816/
http://www.e-flux.com/shows/view/2128
http://www.frieze.com/issue/review/claude_leveque

Жан-Бернар Метэ (Jean-Bernard Métais, род. в 1954 г. в г. Ле Ман, Франция) – крупнейший французский скульптор рубежа XX – XXI вв., известный своими масштабными инсталляциями в природной и городской среде, а также работой в различных неевропейских странах (Бразилия, Сенегал, Заир, Египет, Япония и др.). Художественное образование получил в Ле Мане и Париже. Скульптуры и инсталляции Метэ с полным на то основанием можно охарактеризовать как site-specific: художник всегда строит их на основе или в тесном взаимодействии с местным контекстом, понимаемом кк в сугубо пространственном, так и в историко-культурном аспектах. Большинство его работ уже в момент их завершения попадают в разряд местных достопримечательностей.

http://www.jbmetais.com

Жан-Люк Вильмут (Jean-Luc Vilmouth, род. в 1952 г. в Крётцвальде, Франция) – один из ведущих французских художников рубежа XX – XXI вв., во многом получивший известность благодаря своим проектам в общественных пространствах. Живёт и работает в Париже, является профессором Высшей школы изящных искусств (Ecole Nationale Supérieure des Beaux-Arts de Paris, ENSBA). Отличительной особенностью произведений public art, авторство которых принадлежит Вильмуту, является использование местного колорита в качестве отправной точки для художественного высказывания – либо в буквальном смысле (когда та или иная достопримечательность «обыгрывается», «достраивается» при помощи различных приёмов), либо в символическом (когда работа художника отсылает к актуальным в данном пространстве теме или сюжету – как, например, в случае самой знаменитой его инсталляции «Рыба» на вокзале Ватерлоо, намекающей на путешествие под Ла-Маншем).

http://www.jlvilmouth.com

Сесиль Питуа (Cécile Pitois, род. в 1968 г. в Ла Ферте-Бернар, Франция) – современная французская художница. Живёт и работает в Туре. В своих произведениях, выполненных в различных техниках (скульптура, живопись, фотография, видео, инсталляции и т.д.), художница исследует связи между физическим пространством и миром воображения, предлагая зрителю стать активным соучастником процесса художественного освоения реальности.

http://www.cecilepitois.org
http://www.eternalnetwork.fr/spip.php?page=fiche_artiste&titre=Cécile Pitois

Ксавье Вейлан (Xavier Veilhan, род. в 1968 г. в Лионе, Франция) – современный французский художник, известный своими работами в различных видах искусства (фотография, скульптура, кино, живопись, инсталляции и т.д.). Скульптуры и инсталляции Вейлана, размещённые в общественных пространствах, напоминают живые существа (большое место в его творчестве занимают экзотические животные – дельфины, носороги и т.п.), однако бросается в глаза их неестественно яркая раскраска и отсутствие каких-либо деталей, допускающих хотя бы какое-то подобие «психологической» интерпретации. Другим объектом его инсталляций являются различные машины и механизмы («Форд Т», 1997 – 1999). В произведениях Вейлана неуловимо присутствует что-то архетипическое, что и позволяет им с успехом выполнять функцию своеобразных genius loci.

http://www.veilhan.net/
http://en.wikipedia.org/wiki/Xavier_Veilhan

поиск

искать>>

Расширенный поиск>>

классика жанра

Для города (For the city)

Проект представлял собой серию световых проекций текстов на фасады трёх зданий, являющихся «интеллектуальными достопримечательностями» Нью-Йорка >>



©ГЦСИ, Нижний Новгород
©Артинфо /разработка сайта/
©А.Великанов /дизайн/