Проект реализован при поддержке Фонда Прохорова
современное искусство в общественных пространствах
Public art в Нидерландах. История, регламентация и финансирование

К списку обзоров: Нидерланды

Культурная политика государства по отношению к public art (как, впрочем, и по отношению к другим сферам культуры) в Нидерландах занимает своего рода промежуточное положение между непосредственной вовлечённостью государства в дела культуры (с точки зрения определения приоритетов и обеспечения финансирования), характерной для континентальной Европы, и принципом «вытянутой руки», принятым в англо-саксонских странах. В 1945 г. был создан государственный Департамент искусства и культуры (Department for Art and Culture; ныне Министерство образования, науки и культуры – Ministry of Educiation, Science and Culture); в 1947 г. – Совет по искусствам (the Council for the Arts), в 1995 преобразованный в Совет по культуре (the Council for Culture). Непосредственная финансовая поддержка организаций культуры осуществляется фондами (их сеть была создана в Нидерландах в 1980-ее гг.), которые, в свою очередь, финансируются государством. Поддержкой public art занимается, в первую очередь, фонд SKOR (Фонд поддержки искусства в общественных местах). Также художники могут получить поддержку от Нидерландского фонда визуальных искусств, дизайна и архитектуры (Netherlands Foundation for Visual Arts, Design and Architecture), созданного в 1987 г.

В 1931 г. в Нидерландах начала действовать программа, в рамках которой государство заказывало художникам произведения искусства для оформления строившихся зданий, и тем самым оказывало им финансовую поддержку. Отбор проектов осуществлялся Национальным комитетом по заказу произведений искусства (The National Advisory Board on Art Commissions). Эта программа стала непосредственной предшественницей Программы процентных отчислений на развитие искусства (Percent for Art), принятой в Нидерландах в 1951 г. Эта программа предусматривала отчисление средств из бюджета всех строительных проектов, финансируемых государством. Её принятие было связано с тем, что правительство Нидерландов осознало роль искусства как ключевого компонента жизни общества и фактора, способного улучшить среду обитания людей и несущего в себе образовательный потенциал. Прогамма позволяла поддержать художников и направить их деятельность на социально значимые проблемы. На раннем этапе существования программы основные проекты, которые получали поддержку в её рамках, в основном были связаны с художественным оформлением здания (окна, мозаики, стенные панно, рельефы); небольшие «передвижные» произведения (такие, как картины) были фактически исключены из сферы её интересов. В дальнейшем спектр проектов, которые могли рассчитывать на поддержку в рамках программы, существенно расширился; а процент бюджета, который выделялся на искусство, стал составлять от 1 до 2 % в зависимости от масштаба проекта.

В настоящее время программу процентных отчислений в Нидерландах осуществляет Министерство строительства, пространственного планирования и окружающей среды (the Ministry of Housing, Spatial Planning and the Environment). Программа предусматривает выделение 1,5% бюджета проектов, связанных со строительством государственных объектов, и 1% бюджета проектов, связанных со строительством школ, на создание и приобретение произведений искусства для украшения этих зданий.

В 1996 г. принцип процентных отчислений был впервые применён к тюремным зданиям, и с тех пор строительство каждой новой тюрьмы сопровождалось выделением средств на художественные проекты. Во второй половине 90-х гг. в этой сфере наблюдался строительный бум, связанный с потребностью в четырёх тысячах новых камер – соответственно, появились широкие возможности для реализации проектов в области public art. Из-за масштаба инициативы, все источники финансирования для художников были объединены в рамках мегапроекта Cap’96. Это позволило существенно упростить различные бюрократические процедуры и обеспечить единые требования к предлагаемым проектам, связанные с их художественным уровнем и степенью инновационности. В качестве темы конкурса была выбрана идея свободы / несвободы. В конкурсе приняли участие 450 художников, из которых 74 прошли во второй тур и представили модели своих проектов. В конечном итоге было отобрано 40 художников для осуществления проектов в конкретных тюрьмах. Чтобы их проекты в большей степени учитывали особенности площадок, художникам были даны объекты, кассеты, CD-диски, фильмы, книги. В результате было создано более 70 работ для 16 новых тюрем.

поиск

искать>>

Расширенный поиск>>

классика жанра

Две доски (Les Deux Plateaux)

«Две доски» - самая известная инсталляция французского художника-концептуалиста Даниэля Бурена, установленная в 1986 г. в парадном дворе дворца Пале-Рояль в Париже >>



©ГЦСИ, Нижний Новгород
©Артинфо /разработка сайта/
©А.Великанов /дизайн/